После Пасхи православный мир празднует сошествие Святого Духа – Пятидесятницу. Этот праздник в народе называется Троица (Троицын день). По церковному учению Бог триедин: Бог Сын, Бог Отец и Дух Святой. Троица – двунадесятый переходящий праздник.
История праздника такова: в день Пятидесятницы все апостолы были вместе. Они находились в доме, вдруг раздался шум, как от сильного ветра, вслед за этим явились языки как бы огненные, каждый из которых коснулся одного апостола. Тогда снизошел на них Дух Святой и стали они говорить на ранее незнакомых языках. Народ услышал доносящийся из дома шум и пришел в смятение, потому что многие, приехавшие из других стран, узнавали свои наречия. Тогда вышел Петр сказал народу Израиля, что распяли они Иисуса, явленного им самим Господом Спасителя. Но Господь воскресил Сына своего, чему свидетелями явились апостолы. Иисус воскрес и вознесся, приняв от Отца обетование Духа Святого, излил его на учеников своих, и случилось то, чему весь народ явился свидетелем. Петр сообщил народу Израиля, что теперь, по воле Божией, распятый ими Иисус стал Господом и Христом . Люди стали спрашивать Петра, что им делать, на что Петр ответил, что нужно покаяться и креститься во имя Иисусово для прощения грехов и получения дара Духа Святого. Эти слова Петра и были первой апостольской проповедью, после этого многие решили принять крещение, и крещено было около трех тысяч человек.
Считается, что в это день указал бог путь человеку, по которому он должен следовать. Он открыл ему свой замысел о человеке, свои заповеди.
Пятидесятница считается праздником природы, праздником радостного будущего. То, что произошло в этот день, есть раскрытие Божьей воли о человеке.
Это день утверждения Христовой Церкви. Праздник Троицы в народе совпадает с праздником славян Семиком, одинаковым по срокам празднования с Троицей. Семик имеет языческие корни. Раньше время конца мая – начала июня, на которые сейчас приходится Троица, было временем чествования возрождения земли, когда земля покрывается цветами, свежей и пышной зеленью.
У русского народа с этим временем связано много самобытных проявлений. Наиболее известное – это украшение своего жилища на Троицу зеленью и цветами. Зелень называется «маем». Веточки различных деревьев втыкали между бревнами дома и по их состоянию определяли, каким будет лето и будущий урожай. Если веточки долго сохраняли свою красоту – осень обещала быть богатой, если быстро засыхали – лето должно было быть жарким, урожай бедным.
Время шло, языческий дух растворился в мировоззрении новой веры, устремленной к вершинам добра. Но давние обычаи пережили вековое прошлое, доказывая тесную связь земли и человека. «Семицкая» неделя – седьмая по Пасхе, заканчивается Троицыным днем. В некоторых областях России это день называется «Зеленые святки» и традиции его возрождаются.
Семик – праздник преимущественно девичий. В этот день девушки шли в лес завивать березки. Выбиралось два стоящих рядом дерева, верхушки которых сплетались между собой. Через эту импровизированную арку надо было пройти парами, взявшись за руки, три раза туда и назад.
Обряд этот назывался «кумление». Смысл его заключался в том, что девушек принимали в среду женщин, продолжательниц рода. Энергетика березы целебна, она лечит человека, отдавая ему свою энергию. Через неделю девушки снова отправлялись в лес и расплетали березки, чтобы не обидеть дерево - «раскумливались».
Цветы, зелень и в наше время являются отличительными признаками празднования Троицы, церкви всюду у нас украшаются зелеными веточками, которые после «отдания» праздника разбираются верующими по домам и ставятся вместе со священною вербою.
Цветы, которыми устилался церковный пол во время богослужения, сохраняли дома под божницей – им приписывали целебные свойства. А во времена московских царей всея Руси этот день был особо торжественным в царском обиходе, в этом день народу являлся сам Царь-государь.